Сейчас 2
Вчера 38
Сегодня 3
Завтра 8
Развернуть Свернуть

Поглощенные песками. Пять жизненных уроков ралли-рейда «Дакар-2018»

Непрощенные ошибки фаворитов и отчаянные битвы за звание короля песчаных дюн
21 января 2018г. 08:00
Итоги марафона "Дакар" / Фото: официальный сайт ралли-рейда

40-й в истории ралли-рейд «Дакар» после двух насыщенных яркими боями недель подошел к концу. Определены все победители и измерены 4239 километров песков трех южноамериканских стран – Перу, Боливии и Аргентины. Марафонский январь со своими непредсказуемыми поворотами, неожиданными успехами и досадными разочарованиями еще долго не позволит всем, кто участвовал, организовывал, смотрел «Дакар» по телевизору и слушал рев кипящих двигателей в пустыне, забыть о себе.

XSPORT.ua решил не зацикливаться на событиях, которые мы еще долго будем вспоминать и с восхищением пересказывать всем вокруг. Куда важнее принять и разобраться в тех важных уроках, которые «Дакар» в очередной раз преподнес всем его участникам, в очередной раз доказав, что перед стихией и на фоне дикой природы все люди равны.

Карлос Сайнс выиграл свой второй "Дакар" / Фото: официальный сайт многодневки

Урок 1: «Дакар» не признает фаворитов

Перед стартом 40-го «Дакара» все, как и мы, старались предсказать возможных фаворитов и главных претендентов на титул, при этом понимая, что до самого финиша 4239-го зачетного и 8813-го суммарного километра работа эта превращается в сизифов труд. Так и случилось – большинство предсказаний оказались ошибочными.

В битвах с песками первым среди главных претендентов на трофей сего года пострадал британец Сэм Сандерленд, защищавший свой титул в классе мотоциклов. Он уверенно лидировал вплоть до четвертого этапа, сумев создать почти недосягаемый отрыв за такое короткое время. Но полученная травма спины не позволила ему не только сохранить лидерство, а и вовсе заставила чемпиона досрочно прекратить битву. Следом за ним сошел Нани Рома, считавшийся одним из главных конкурентов Петеранселя в битве за корону класса автомобилей. Как оказалось, ни тот, ни другой не смогли финишировать на вершине.

Француз Петерансель не сумел защитить прошлогодний титул / Фото: официальный сайт "Дакара"

«Дакар» не оценил усилий своего главного рекордсмена Стефана Петеранселя, который на вершине продержался ровно половину соревновательной дистанции. 13-кратному чемпиону повезло немного больше, нежели Сандерленду, но двухчасовой простой на седьмом СУ из-за поломки амортизатора и повреждения задней части подвески автомобиля откинул чемпиона за пределы первой пятерки. Француз сумел вернуться в бой, но его попытки догнать Карлоса Сайнса оказались тщетны – еще одна авария на предпоследнем СУ, потеря серебра и всего лишь четвертое место с отставанием в 85 минут.

Вместе с этими парнями борьбу за победу на «Дакаре» прекратил и Себастьен Леб, который снова не сумел добиться своей главной цели и стать первым в классе автомобилей.

Конвой из мотоциклистов / Фото: официальный сайт марафона

По законам беспощадной пустыни, фавориты стали жертвами своего имени – их ошибки и сходы будут долго вспоминать, забывая о том, что ранги и награды для «Дакара» совсем ничего не значат.

«Это потрясающее чувство. Я и подумать не мог, что выиграю. Целью было удержаться на подиуме, что в этом году стало достижимо, – рассказал победитель «Дакара» в классе мотоциклов Маттиас Валькнер. – Десятый день стал ключевым, и на этот раз удача была на моей стороне, осуществив мою мечту. Это был действительно сумасшедший «Дакар». Уровень вождения был высочайшим. Еще пять человек претендовали на победу, но похоже, я был именно тем счастливчиком. Мне повезло. Я думаю, что здесь необходима удача, и иногда она есть, но бывает, что ее нет. В 2016-м после моей травмы все сильно изменилось для меня. Здорово снова вернуться сюда».

Победитель в зачете мотоциклистов / Фото: официальный сайт ралли-рейда "Дакар"

Урок 2: побеждает тот, кого не победила пустыня

В этом году на «Дакаре» в классе автомобилей блеснул Карлос Сайнс, который ранее уже побеждал в марафоне образца 2010 года. Тем не менее, сейчас испанцу помог сход напарника по команде Peugeot Стефана Петеранселя, что позволило «Матадору» пересечь финишную черту в Кордобе на вершине турнирной таблицы. Возможно, Карлос никогда не сумел бы снова подняться так высоко, но он изначально придерживался верной стратегии, не рисковал напрасно, уважая пустыню. Именно это и позволило ему стать победителем в своем классе, невзирая на то, что рядом с ним сражались настоящие асы своего дела.

Так же действовал и гонщик класса квадроциклов Игнасио Касале, чемпион 2014 года. В прошлом сезоне он завершил «Дакар» вторым, но в этом году уверенно лидировал в генерале от старта и до самого финиша, с триумфом и более чем полуторачасовым преимуществом над ближайшим соперником завершив январский марафон.

Игнасио Касале - чилийский чемпион "Дакара" / Фото: официальный сайт марафона

Как ни странно, но проблемы, которые должны были оставить еще одного чемпиона Эдуарда Николаева (класс грузовиков) без титула, не стали таковыми. Российский экипаж выдержал колоссальную потерю времени из-за поломки на 11-м этапе, но уже после 12-го Николаев и команда вернули себе лидерство, опередив Федерико Вильягру в общем зачете на… одну секунду! Аргентинец не воспользовался подаренным ему шансом и сошел всего за один день до финиша, позволив россиянину расслабиться и доехать многодневку с четвертым за 12 лет триумфом.

«Гонка была очень сложной, – вспоминает победитель «Дакара» в зачете квадроциклов Игнасио Касале. – Нужно было ехать с умом. Все прошло хорошо, ведь я был достаточно подготовлен. Эмоции непередаваемые, так как это результат большого труда и стольких жертв. Я никогда не прекращал борьбу, сражаясь и сражаясь постоянно. Победа на «Дакаре» очень важна, особенно после четырех лет от первого раза: были и несчастные случаи, и механические проблемы… Но мы сделали это, и это просто безумие!»

Урок 3: не всем позволено

Если такие монстры, как Петерансель были вправе отобрать нужные части для своего автомобиля у напарника по команде, то более скромным пилотам в этом году приходилось нелегко. Из более чем полтысячи участников финиш увидели лишь 181 экипаж, остальные же были вынуждены сойти по совершенно разнообразным причинам. Кто-то попал в аварию на ровном месте, у кого-то без причин сгорел автомобиль, кто-то старался превзойти самого себя и разбивал технику о песчаные дюны, кого-то подводило здоровье. 14 долгих дней измотали всех участников ралли-рейда по-своему, дав понять, что «Дакар» – не место для слабых и неуверенных.

«Это был сумасшедший «Дакар», – рассказал Стефан Петерансель. – Из-за проблем мы потеряли много хороших гонщиков. Многие хорошие пилоты потеряли время или не смогли закончить. Мы допустили две большие ошибки и потеряли уйму времени. Я не знал, что нас ждет, что нам уготовано».

Рейналдо Варела - победитель в классе SxS / Фото: официальный сайт "Дакара"

Урок 4: «Дакар» сам решает, кто поедет, а кто нет

Из запланированных 14 СУ в этом году полностью отменен был лишь один этап – девятый день «Дакара» между городами Тупица и Салта оказался слишком суровым для старта во всех классах. Дополнительный день отдыха помог пилотам привести свою технику в порядок и подготовиться к старту 373-километровго СУ под номером 10.

Однако после погода еще несколько раз подкидывала сюрпризы, из-за чего 12-й СУ в классе мотоциклов и квадроциклов организаторы тоже решили отменить, тем не менее, позволив стартовать гонщикам на автомобилях, багги и грузовиках. И если в квадроциклах чилиец Игнасио Касале считался недосягаемым лидером, то в классе мотоциклов шла очень напряженная борьба между новоиспеченным победителем «Дакара» Маттиасом Валькнером из Австрии и его преследователем Кевином Бенавидесом из Аргентины. Последнему отмена этапа на руку не сыграла: минус один СУ не позволил приблизиться к лидеру перед стартом 120-километрового финального допа в Кордобе. На финише пилот Honda проиграл гонщику KTM всего 17 минут.

Австриец оказался самым удачливым / Фото: официальный сайт "Дакара"

Урок 5: цифры решают не все, но многое

Маттиас Валькнер, Игнасио Касале, Карлос Сайнс, Рейналдо Варела и Эдуард Николаев – триумфаторы «Дакара» в своих классах. На пятерых они одержали 16 побед за 13 соревновательных дней. Меньше всего СУ на вершине подиума завершил австриец Валькнер в классе мотоциклов – всего одна победа позволила гонщику KTM выиграть свой первый марафон. Касале, державшийся на верхней строчке генерального протокола среди пилотов на квадроциклах выиграл пять заездов из 12, Сайнс и вовсе лишь дважды завершал соревновательный день с лучшим временем. Еще пять побед на свой счет записал бразильский пилот в классе багги Рейналдо Варела (впервые участвовавший в «Дакаре») и только трижды в этом году побеждал российский экипаж на КамАЗ во главе с Николаевым.

Сайнс отметился безошибочной ездой / Фото: официальный сайт ралли-рейда "Дакар"

«Дакар» построен таким образом, что победы здесь не значат фактически ничего ровно до того момента, пока пилот не пересечет финишную отметку финального спецучастка, что успешно доказал хотя бы тот же аргентинец Вильягра, лишь по собственной глупости упустивший возможность отобрать корону у Эдуарда Николаева.

«Этот «Дакар» был просто безумным, но мы любим его, – рассказал после финиша двукратный чемпион и вице-чемпион «Дакар-2018» Насер Аль-Аттия. – Хотелось бы выразить благодарность организаторам за все, что они сделали на этом непростом «Дакаре». Ежедневно результат менялся. На финальный день мы вышли на второй позиции – я думаю, учитывая все проблемы, это было довольно неплохо. Хочу поблагодарить команду Toyota. Они провели тяжелую работу, и я вполне счастлив завершить гонку вторым. Я думал, что нам не светит даже подиум после потери часа и 15 минут. Но все оказалось в порядке, и мы действительно рады быть здесь на втором месте. В 2010-м я был вторым позади Сайнса, и теперь в 2018-м мы снова оказались за ним. Но в следующем году я сделаю все возможное, чтобы выиграть».

Эдуард Николаев привел свой экипаж к победе / Фото: официальный сайт "Дакара"

Каждый год легендарная многодневка снова и снова преподает уроки тем, кто осмелился выйти победителем после жесточайшего испытания. Каждый гонщик прекрасно понимает цену даже малейшей ошибки, но из года в год все повторяется. Пожалуй, «Дакар-2018» был одним из самых интереснейших за последние несколько лет. К счастью, на сей раз он не забрал жизнь ни единого пилота, лишь немного приоткрыв для них занавес, за песками которого настоящая жизнь.

Топ-10 гонщиков в классе мотоциклов:

Топ-10 гонщиков в классе квадрациклов:

Топ-10 гонщиков в классе автомобилей:

Финальный зачет в классе багги (SxS):

Топ-10 гонщиков в классе грузовиков:

Напомним, Карлос Сайнс в своем победном интервью рассказал, что его успех – это результат очень сложной работы всей команды.

Ранее мы сообщали о том, где проведет следующий сезон легендарный раллийный гонщик Себастьен Леб.

Артем ШАПКОВ, XSPORT

Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца

Лучшие казино